Высокая доходность коммерческих площадей в ЖК стимулирует рост спроса на них
Спрос на коммерческие помещения в жилых комплексах за два года удвоился, а за шесть лет вырос в четыре раза. На перепродаже наиболее ликвидных объектов можно дополнительно получить до 50% стоимости.
Только 5% покупателей приобретают коммерческие помещения в строящемся ЖК для ведения собственного бизнеса, 90% сделок — инвестиционные: владелец либо перепродает объект после сдачи дома, либо сдает в аренду, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на данные экспертов.
Вложения в коммерческую недвижимость сейчас выгоднее, чем в жилую, констатирует генеральный директор DNA Realty Антон Белых.
«Инвесторы, которые покупали квартиры, переориентировались на коммерческие помещения, потому что цены на жилье выросли и перспектива доходности сократилась», — поясняет он.
Средняя арендная доходность бизнеса по сдаче коммерческих помещений в ЖК в аренду составляет 8–10% годовых, подсчитали в NF Group. Для сравнения: по оценке «Циан», арендная доходность вложений в жилье в Москве составляет 5,2%.
Доходность коммерческих площадей в ЖК немного уменьшилась за последние годы, отмечает Антон Белых. Цены на них с начала 2023 года выросли на 20-30%, в связи с чем окупаемость увеличилась, так как динамика арендных ставок не успевает за подорожанием. По его данным, несколько лет назад расчетная окупаемость при сдаче площадей в аренду составляла 9-11 лет, сейчас — 12-15 лет.
«Норма прибыли для инвесторов, которые покупают напрямую у застройщика с целью перепродажи, а не готовый арендный бизнес, варьируется от 10% до 50%», — говорит Антон Белых.
Такие высокие показатели инвестиций в коммерческие помещения связаны с изменением модели потребления. Сейчас люди хотят иметь все главные услуги и товары под рукой, в пешей доступности, чтобы не нужно было ехать за любой мелочью в торговый комплекс.
«Потребителям хочется покупать продукты, получать онлайн-заказы, ужинать, не предпринимая усилий», — поясняет Антон Белых.
В то же время жилой комплекс — это концентрация в одном месте большого числа потребителей, то есть высокий трафик гарантирован. В результате бизнес заинтересован в «прописке» на первых этажах ЖК, поэтому помещения здесь пользуются огромным спросом.
За последние пять-шесть лет он вырос в четыре раза, за два года — вдвое, оценивают в DNA Realty. Сейчас инвесторы готовы покупать помещения на котловане со сроком готовности проекта в 2026 году. Самые ходовые — те, что расположены в угловых, торцевых, стилобатных частях зданий.
Темп продаж коммерческих объектов в ЖК увеличился по сравнению с 2022-м и даже с 2023 годами, добавляет руководитель направления по реализации коммерческой недвижимости ГК ФСК Анастасия Бецкова.
«Фактически при выводе части объемов корпуса в реализацию срок продажи составляет один-два месяца, в зависимости от количества выведенных на рынок помещений», — говорит она.
Эксперты считают, что в ближайший год как минимум высокий спрос на коммерческие помещения в ЖК сохранится.